Романтики с большой дороги

Романтики с большой дороги

Тактика непротивления

Юристы советуют не вступать в словесную перепалку с сотрудниками МВД или каким-либо образом отказываться выполнять их требования. Самой эффективной, по их словам, является тактика пассивного сопротивления. Например, человек выполняет все требования гаишников, которые явно не выходят за пределы их полномочий, однако постоянно напоминает, что категорически не согласен с их поступками. Такая позиция впоследствии может сильно облегчить обжалование действий сотрудников МВД, особенно если ее подтвердить документально. Следует отметить, что подтверждением считается, к примеру, запись на кассетном диктофоне или акт, составленный экспедитором, в котором отражены все действия и слова сотрудников милиции, а также ответы водителя (но такой акт следует заверять подписями как можно большего количества свидетелей. Если гаишники отказываются его подписать, это также должно быть отражено в акте).

Главным документом, который призван правдиво отразить суть нарушения, причины остановки или задержания транспортного средства, остается протокол. Если правоохранители предлагают составить его, ни в коем случае не следует отказываться. Наоборот, при предложении проехать на штрафплощадку или к РОВД «для выяснения» стоит уточнить основания и настаивать на составлении протокола, в котором следует записать все свои замечания и возражения. Если инспекторы отказываются составлять протокол и называть причины своих требований, то предприниматель вправе обратиться с жалобой на незаконные требования правоохранителей. Константин РЫБАЧКОВСКИЙ, директор юридической фирмы «Столичный адвокат», отмечает, что наиболее эффективной является жалоба непосредственно прокурору, в компетенции которого без промедления прекратить длящееся правонарушение согласно ст. 22 Закона «О прокуратуре», предписание прокурора подлежит немедленному исполнению. Кстати, обращение по телефону доверия УГАИ, который написан на бортах патрульных машин, также иногда дает неплохой результат: все звонки на эти телефоны в обязательном порядке фиксируются и проверяются отделом внутренней безопасности МВД. Однако звонить по этим телефонам юрист советует уже в движении, следуя за патрульной машиной, иначе возможны конфликты с гаишниками, и, как следствие, попытка сотрудников МВД «пришить» предпринимателю невыполнение законных требований сотрудников милиции, что приведет к немедленному задержанию по ст. 185 КоАП. А печальная практика общения с правоохранителями на их территории показывает, что попрание основных прав и свобод граждан для них — обычное дело.

По словам Александра Петрова, партнера юридической фирмы «Сольский и партнеры», смоделировать какие-то стандартные ситуации, когда у сотрудников органов государственной власти возникают претензии к перевозимому грузу, очень тяжело — каждый такой случай должен рассматриваться отдельно, в зависимости от конкретных обстоятельств. И все же, типичные ситуации, когда у правоохранителей возникают претензии к товару можно сформулировать в следующих тезисах:
1. Отсутствие документов на груз или несоответствие документации фактически перевозимому грузу.
2. У правоохранителей есть оперативная информация о том, что аналогичный груз был украден и заведено соответствующее оперативно-розыскное дело (ОРД).
3. Проводится проверка сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, в рамках ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Накладные расходы

Наиболее часто сотрудники ГАИ пробуют задержать груз, на который у водителя нет полного комплекта соответствующих документов. При этом причина, по которой у лица, сопровождающего груз, не оказалось документов, роли не играет — нарушена ст. 16 Закона «О дорожном движении», которая прямо обязывает водителя держать при себе документы на перевозимый товар. Однако если проанализировать ситуацию, к сожалению, ставшую классической на украинских дорогах, оказывается, что вместо пресечения административного правонарушения совершенного предпринимателем, гаишники предпочитают… сами нарушать закон. Дело в том, что ответственность за отсутствие документов на перевозимый груз предусмотрена ст. 126 Кодекса об административных правонарушениях, а именно — наложение штрафа в размере от 0,5 до 1 необлагаемого минимума доходов граждан — от 8,5 до 17 грн. Ни о каком изъятии товара, задержании водителя или груза в данном случае речь идти не может — отсутствие документов на перевозимый товар не является основанием для этого. Однако пользуясь тем, что не все водители знают об этой норме закона, инспекторы требуют доставки машины на штрафплощадку, как правило, не указывая иных причин, кроме отсутствия сопроводительных документов.

Предпринимателю в такой ситуации следует принимать во внимание, что сотрудник ГАИ обязан составить протокол об административном правонарушении на месте, а не в РОВД или на штрафплощадке. Исключения четко оговорены в п. 5 ст. 11 Закона «О милиции» и п. 1 ст. 259 КоАП: если протокол не может быть составлен на месте, для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения. В таких случаях может применяться механизм административного задержания, что также оформляется отдельным протоколом, то есть сотрудник ГАИ должен составить два протокола. Если же он отказывается составлять протокол, юристы рекомендуют, проследовать за сотрудниками милиции в указанное место, немедленно сообщить об их противоправных действиях в прокуратуру и по телефону «горячей линии» ГАИ (МВД). Выслушав реакцию своего руководства, милиционеры, как правило, прекращают наезд на предпринимателя и отпускают его, иногда даже не составив протокол об отсутствии документов на груз.

Оперативная информация

Бывает, что гаишники задерживают машину с грузом, даже когда документы на перевозимый товар в полном порядке, и требуют доставить ее на штрафплощадку. Особыми поисками обоснований этого требования они себя не утруждают, мол, имеется оперативная информация о краже аналогичного товара со склада и проводится оперативно-розыскная деятельность. Самое печальное, что правом задерживать автомашины в рамках оперативно-розыскных мероприятий сотрудники МВД действительно обладают, поэтому возражать или не выполнять их требования чревато правовыми последствиями в виде админареста. Эксперты рекомендуют предпринимателю, попавшему в схожую ситуацию, проследовать с гаишниками к РОВД, и уже там требовать назвать номер заведенного ОРД. После сообщения номера и даты ОРД бизнесмен может письменно обратиться к начальнику подразделения, осуществившего задержание, с просьбой предоставить материалы этого дела для ознакомления — такое право предусмотрено ст. 9 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Если по требованию предпринимателя с материалами ОРД его не ознакомили, значит, скорее всего, дела просто не существует, и все произошедшее — сомнительная инициатива самих правоохранителей. Поэтому можно сразу же обращаться с жалобой на задержавших милиционеров к их непосредственному начальству, начальнику соответствующего управления ГАИ и в прокуратуру.

Кроме того, в случае задержания автомобиля и изъятия груза в качестве вещественного доказательства согласно ст. 11 Закона «О милиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны составить протокол о задержании и протокол об изъятии груза. Настаивая на составлении протоколов и на том, чтобы все действия милиционеров были занесены в протокол, предприниматель ставит их перед выбором: провести разбирательство в рамках закона, или постараться побыстрее отделаться от шибко умного. Столкнувшись с грамотным противодействием, работники ГАИ, как правило, предпочитают последнее.

Сопротивление бесполезно

Сложнее всего отстоять свои права предпринимателю, если гаишники ссылаются на ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса. В качестве основания может фигурировать сигнал о готовящемся (совершенном) преступлении, в котором упоминается автомобиль, похожий на остановленный (или находящийся в нем груз). Спорить бесполезно, нужно следовать за милицией к РОВД для осмотра и проверки. Неприятно для предпринимателя и то, что в рамках проверки сообщения милиционеры имеют право удерживать автомобиль до 10 дней. Дело в том, что при проверке подобных сообщений, сотрудниками МВД протоколы или акты не составляются, следовательно, и никаких документальных свидетельств их поступков не имеется, кроме сомнительной достоверности внутренних рапортов. В такой ситуации Константин РЫБАЧКОВСКИЙ советует требовать немедленного предоставления доказательств того, что сообщение о преступлении действительно было. Этими доказательствами может быть запись звонка на телефон милиции 02 или письменное обращение, полученное органом МВД по почте. Также можно требовать подтверждения того, что проверка такого сообщения была возложена, в том числе, и на сотрудников ГАИ, задержавших автомобиль. И если никаких доказательств поступления сообщения блюстители порядка представить не смогут, можно смело строчить жалобы на неправомерные действия правоохранителей во все инстанции: их начальству, в прокуратуру, в суд.

Мнение экспертов

Таможенники в роли гаишников

Константин РЫБАЧКОВСКИЙ, директор юридической компании «Столичный адвокат»:

— Следует обратить внимание, что при остановке или задержании автомобиля в рамках оперативно-розыскной деятельности протоколы могут и не составляться, так как это не следственное действие в рамках расследования уголовного дела. Однако в таком случае должно быть в обязательном порядке заведено оперативно-розыскное дело. Впрочем, на месте доказать факт отсутствия ОРД практически невозможно, и в таком случае не стоит отказываться выполнять требования сотрудников МВД, но имеет смысл обязательно предупредить о своем несогласии и намерении обжаловать их действия. Если сотрудники ГАИ заявляют о задержании, то человек, сопровождающий груз, имеет право отказаться от дачи каких-либо пояснений или свидетельств до прибытия защитника.

Кроме того, согласно ст. 375 нового Таможенного кодекса Украины, работники Таможенной службы также имеют право проводить таможенное обследование (досмотр) транспортного средства и груза, истребование документов на груз, изъятие товара, транспортного средства и документов, назначение экспертизы (анализа) груза и прочее, правда, только на таможенной территории Украины. Причем основанием для досмотра может стать и тот факт, что автомобиль когда-то использовался для перевозки грузов за границу или был ввезен на территорию Украины. Давность события в таком случае роли не играет — важен сам факт, что транспорт попадает в сферу компетенции таможенников. Предпринимателям следует помнить, что сотрудники специальных подразделений Таможенной службы сегодня не имеют права проводить ни оперативно-розыскные мероприятия, ни следственные действия (хотя предоставление этих полномочий таможенным органам сейчас активно лоббируется) — только административное производство по делам о нарушении таможенных правил.

Иван Зайцев, рисунок Игоря Лукьянченко