Слева на право. Ошибка при заказе юридических услуг может стоить очень дорого
Виды и подвиды
Со временем все заметнее становится разница между юристами “знающими”, которые готовы бороться за права клиента, применяя исключительно профессиональные навыки, и “решающими”, которые берутся за самое безнадежное дело и несут во все инстанции конверты с деньгами. Намекая на примитивные методы работы, последних называют еще “почтальонами”.
Максим Лавринович, предлагает более сложную классификацию юридических офисов, условно разделив их на три категории: “белые”, “серые” и “черные”. “Белые” юрфирмы добиваются результатов исключительно с помощью закона. Похоже, эта категория компаний существует только теоретически. На практике подавляющее большинство юрфирм в разных пропорциях совмещают чисто юридическую аргументацию с материальными стимулами, по необходимости подкрепляя букву закона наличностью. Только крупные именитые компании могут позволить себе работать по-белому, отстаивая правоту клиента исключительно правовыми методами. Это, без сомнения, серьезные организации, элита юридического мира, работая с которыми, можно чувствовать себя вполне уверенно. Жаль только, что их услуги слишком дороги для большинства украинских предпринимателей.
По мнению потребителей юруслуг, нет ничего плохого в том, что большинство юридических офисов относится к «серым» фирмам, если определить их в рамках упомянутой системы. Как правило, это компании средней и выше средней ценовой категории, применяющие в своей практике смешанные методы ведения дел: они выстраивают обоснованную защиту, стараются по возможности отстаивать интересы традиционными методами, но если уж задача оказывается “неподъемной”, в дело вступают личные связи. “Так уж исторически сложилось, что представители всех ветвей власти и руководители крупнейших юридических фирм — люди одного круга, — поделился глава адвокатской фирмы “Грамацкий и партнеры” Эрнест Грамацкий. — Эта группа людей сформировалась еще в 1990-е годы. Кто-то из них пошел в политику, кто-то — во власть, в суды, а кто-то основал собственную фирму. Однако они остаются людьми одного круга и могут обсуждать между собой деловые вопросы. При этом речь не идет о взятках, это более глубокие дружеские и приятельские отношения, способствующие разрешению сложных проблем неформальными методами”.
Юристы последней, “черной” категории, делают ставку на решение вопросов исключительно с помощью “конвертов”. Нельзя сказать, что это самая дешевая категория участников рынка — их услуги могут обойтись предприятию очень дорого.
“Решающие”, как правило, тесно связаны с правоохранительными органами, судами, чиновниками различных администраций (нередко среди таких юристов попадаются бывшие работники этих структур). Основной недостаток их работы в том, что клиент никогда не может быть полностью уверен, что нанятые им “почтальоны” на его стороне. Проверить это невозможно, доказать что-либо и потребовать возмещения непомерных затрат на бесплодные попытки “решить вопрос” — тем более.
Как и за что платим
Оплата юридических услуг может осуществляться помесячно в виде абонплаты, если юридическое обслуживание проводится периодически на постоянной основе, либо почасово, если сотрудничество носит разовый характер. Для вознаграждения исковой работы юристов, которые представляют интересы клиента в суде, иногда применяется оплата по результату.
Практически любой юридический офис заинтересован в заключении договоров на абонентское обслуживание. Если клиент нуждается в постоянной юридической помощи, абонентское обслуживание — самая выгодная форма сотрудничества. Ведь разовое составление договора при помощи специалистов солидной юрфирмы может стоить $250-500, при этом месячная абонплата в компании такого уровня редко превышает $1000. Заключив абонентский договор, клиент может рассчитывать на правовую помощь при составлении доброго десятка контрактов, заручиться поддержкой юриста на переговорах с контрагентами, получать консультации, помощь в составлении писем, претензий и еще целого ряда мелких, но необходимых услуг.
Зачастую в абонплату не входит работа в судах или общение с проверяющими в экстремальных ситуациях, однако если понадобятся такие услуги, абонент на правах постоянного клиента имеет все основания потребовать существенную скидку.
Договариваясь об абонентском обслуживании, многие фирмы ограничивают ежемесячное количество подготовленных документов, например, предусматривается, что в абонплату входит составление 25 листов писем и договоров. Могут применяться и почасовые ограничения, скажем, 20 часов работы юриста.
Почасовая оплата применяется при разовом сотрудничестве с юрфирмой или при предоставлении услуг, которые не предусмотрены договором об абонентском обслуживании.
Десятка два солидных юридических компаний декларируют примерно такую стоимость почасовой работы своих специалистов: $60-70 — помощник юриста, $100-150 — юрист, $200-250 — старший юрист, $300 — партнер, топ-менеджер фирмы.
Кстати, договариваясь о сотрудничестве, стоит заранее поинтересоваться, будут ли включены в счет временные затраты юриста на дорогу при выездной работе. Поездки по городу могут стоить клиенту 50% обычного часового гонорара юриста.
В большинстве случаев приведенные цифры скорее декларация, нежели твердый прейскурант, ниже которого юристы не согласятся работать. Торговаться и требовать “рождественских скидок” в любое время года — неотъемлемое право клиента. “Утряска” цены для постоянных заказчиков или тех, в ком заинтересована фирма, может составить от 20 до 60%.
Оплата по результату чаще всего не вызывает восторга у юристов, но во многих случаях клиенты настаивают именно на этом варианте расчетов. Особенно эффективно применение «результативного вознаграждения» по итогам судебных споров.
Есть два основных вида оплаты по результату. Так называемая американская система оплаты предполагает, что юристам достанется 50-70% “отвоеванной” суммы. Однако эти деньги (как правило, немалые) юридическая компания получит только в случае выигрыша. Кроме того, юридическая фирма несет все затраты по обеспечению процесса, т. е. оплачивает госпошлину, проведение экспертизы, проезд и проживание свидетелей, истребование документов от учреждений и предприятий, представительские расходы, выплачивает зарплату юристам.
Такая схема расчетов может подойти клиентам, которые в силу обстоятельств не могут взять на себя судебные издержки. Однако по причине немалых расходов и большого риска, юристы все меньше берутся за такие дела, предпочитая меньший процент, но с предоплатой.
В этом случае размер вознаграждения так же привязывается к исковой сумме, но процент значительно ниже — 10-15% при цене иска $100 тыс. Разумеется, чем больше сумма иска, тем меньше процент, причитающийся юристам. Последние охотно соглашаются, поскольку этот вариант предполагает частичную предоплату, как правило, в размере 1/3 от предполагаемого вознаграждения. В случае проигрыша остальная часть оговоренной суммы не выплачивается. В любом случае все расходы по процессу несет клиент.
Как не переплатить
Юридическая услуга – “неосязаемый товар”, покупая который очень не просто определить, насколько его цена соответствует трудозатратам исполнителей. Есть лишь несколько косвенных признаков, позволяющих судить об адекватности цен.
Изучите содержание отчета, особенно ту часть, где указаны часы, затраченные юристами. Если там встречаются пункты типа “Изучение закона об НДС — 4 часа”, это должно насторожить заказчика и может стать поводом задать несколько вопросов исполнителям (“почему на мои деньги ваши специалисты занимаются самообразованием?”). И еще: добросовестные юристы всегда заранее предупреждают клиентов, если при выполнении заказа возникли трудности, для решения которых нужно время.
Если они пытаются привязать стоимость составления договора к сумме контракта, это должно насторожить. В солидных юридических компаниях стоимость услуги по составлению договора давно не привязывается к сумме предстоящей сделки. Договор должен быть одинаково хорошо составлен как для контракта на 1 тыс., так и для сделки на 10 млн. По большому счету, юрист может и не знать сумму сделки (как и название фирмы-контрагента), оставив свободное место, куда необходимо вписать конфиденциальную информацию.
Что предусмотреть в договоре
О чем бы ни договаривались юристы и их клиенты, все достигнутые договоренности должны быть зафиксированы документально.
“Договор с юридической фирмой — это та формальность, которая может помочь в спорных ситуациях, — считает Эрнест Грамацкий. — Одно дело сказать: “Помнишь, мы договаривались?”, и совсем другое дело напомнить, что предусмотрено в договоре”.
Кстати, большинство юристов склонны считать, что в случае возникновения серьезных разногласий или нанесение ущерба по вине консультантов, судиться с юридической фирмой бесполезно, мол, это не принесет практических результатов, так как нормальный юрист всегда сможет доказать, что неудача постигла клиента отнюдь не по его вине.
Константин РЫБАЧКОВСКИЙ, директор юридической фирмы “Столичный адвокат”, придерживается иного мнения: “Если в договоре на юридическое обслуживание будут четко выведены обязанности сторон и предусмотрена ответственность за нарушение обязательств, клиент сможет выставить обоснованную претензию юристам”. По его словам, лучше всего, чтобы была указана конкретная задача, сроки ее исполнения и размер вознаграждения. Конечно, нельзя гарантировать, что клиент непременно выиграет суд. “Но если исковые требования будут обоснованы и подкреплены конкретными пунктами контракта, вероятность очень велика”, — говорит адвокат.
Сроки исполнения условий договора — больное место многих служителей Фемиды. Чтобы предупредить возможные недоразумения, целесообразно четко оговорить время на получение того или иного промежуточного результата, с привязкой к неким юридическим процедурам или документам. В договоре можно разбить сотрудничество на этапы, связанные с юридически значимыми событиями. Например, время на получение лицензии — не более 45 дней, на подготовку договоров — до 3 дней, предоставление консультации — до 2 дней, а по сложным вопросам — не более 5 дней. Также не помешает четко расписать размер и порядок оплаты, если работа будет прекращена на каком-либо из этих этапов. Например, как платить, если стороны пришли к мировому соглашению.
Поскольку юрист вникает во все нюансы работы предприятия, стоит лишний раз оговорить, что является коммерческой тайной, конфиденциальной информацией, и предупредить о том, что ее разглашение влечет за собой административную и даже уголовную ответственность.
Комментарии специалистов
Кого выбирать?
Константин РЫБАЧКОВСКИЙ, директор юридической компании “Столичный адвокат”:
— Если бы мне пришлось выбирать между “знающими” и “решающими”, я бы предпочел работать с первыми. Прежде всего потому, что “решающие” никогда не дают гарантий. Взыскать уплаченные в конвертах суммы невозможно. “Знающий” — заключит договор, в котором будут отражены обязательства перед клиентом в письменном виде, стоимость услуг и сроки их предоставления. Кроме того, “знающий” юрист сможет юридически правильно разработать стратегию защиты или решения любого другого вопроса. Если чиновник низшего уровня оказался коррумпированным, не стоит сразу бежать к нему с конвертом, нужно общаться с ним сугубо официально, фиксируя его отказы, чтобы были основания обратиться в вышестоящую инстанцию. Если за дело взялись “решающие”, и вопрос застрял на какой-либо стадии, перевести дело в официальное русло бывает очень трудно. Именно легальные схемы порой могут оказаться эффективнее раздачи конвертов. То, что без “решающих” добиться положительного решения невозможно — опаснейшее заблуждение нашего времени, доставшееся в наследство от первых лет независимости, когда “правовая разруха” вынуждала раздавать наличность.
Вадим Наумычев