Не хочешь в СИЗО – внеси залог!
До недавнего времени, при выборе меры пресечения в делах по тяжким и особо тяжким преступлениям следователь, прокурор или судья исходили из того, что единственной мерой, которая может обеспечить надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого или подсудимого является взятие его под стражу. Альтернативой являлась лишь подписка о невыезде, которая применялась преимущественно в делах по преступлениям средней и малой тяжести. Мера пресечения в виде залога довольно редко применялась, поскольку установленный законодательством размер залога не мог обеспечить надлежащего поведения вышеуказанных лиц.
До 17 января 2012 года у органов досудебного следствия, прокуратуры и суда была проблема с выбором меры пресечения, которую они должны были применять к лицам, подозреваемым, обвиняемым в совершении тяжких или особо тяжких преступлений экономической направленности. Так, на практике, по особо сложным «экономическим» делам, в которых досудебное следствие длится не один год, достаточно нелогичным было избрание относительно лица меры пресечения в виде взятия под стражу, поскольку срок содержания под стражей ограничен определенным промежутком времени (до 18 месяцев). Зато избрание относительно указанных лиц меры пресечения в виде подписки о невыезде, заранее свидетельствовало о том, что лицо станет скрываться от следствия и суда и, тем самым, нарушит взятую на себя подписку о невыезде. Об этом можно судить по сложившейся практике, ведь большое количество лиц, которые совершили тяжкие (в том числе, — экономические) преступления, скрывается от следствия и суда в странах, из которых экстрадиция не проводится.
17 января 2012 года вступил в силу Закон Украины от 15.11.2011 № 4025-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за нарушения в сфере хозяйственной деятельности)» (далее по тексту – закон № 4025-VI), который внёс некоторые изменения в действующий Уголовно-процессуальный кодекс Украины (далее по тексту – УПК Украины). Именно данным законом, наконец, были внесены уточнения и чётко урегулирован порядок применения залога, как меры пресечения. Напомним, до 17.01.2012 года, порядок применения меры пресечения в виде залога регулировался лишь довольно «размытыми» положениями УПК Украины и Постановлением Пленума Верховного суда Украины от 26 марта 1999 года № 6 «О практике применения судами залога как меры пресечения». Однако большинство вопросов, связанных именно с применением залога, не было однозначно определено, что, в свою очередь, усложняло его практическое применение. В частности, в уголовно-процессуальном законодательстве до изменений, внесённых законом № 4025-VI, не был определен ни срок, в течение которого залогодатель обязан внести предмет залога или обеспечить внесение его другим физическим или юридическим лицом, ни процедура внесения залога, ни перечень документов, в которых определен размер залога и так далее.
ачнём с изменений, внесённых новым законом. Так, несколько изменилось понятие залога. Залог, согласно ч.1 ст.154-1 УПК Украины, заключается во внесении средств в национальной денежной единице на специальный счёт, определённый в порядке, утверждённом Кабинетом Министров Украины, с целью обеспечения надлежащего поведения лица, в отношении которого применена мера пресечения, его явки по вызову в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд, а также, выполнения других возложенных на него обязательств, предусмотренных статьёй 149-1 этого кодекса, с условием обращения внесённых средств в доход государства в случае невыполнения этих обязательств.
Изменения коснулись и самого предмета залога. Напомним, до изменений, которые были внесены законом № 4025-VI, в качестве залога можно было вносить, как денежные средства, так и материальные ценности – то есть, любое имущество, которое находится в гражданском обороте, принадлежит залогодателю на праве собственности и может быть им отчуждено. Зато, начиная с 17 января 2012 года, как предмет залога определены ТОЛЬКО денежные средства, причём исключительно в национальной валюте Украины.
Также, отныне более чётко сформулированы и утверждены обязанности, которые могут быть возложены на лицо в случае применения к нему меры пресечения в виде залога. В частности, со вступлением в силу закона № 4025-VI УПК Украины был дополнен статьёй 149-1. В соответствии с ней при избрании меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, орган дознания, следователь, прокурор, судья, суд имеет право возложить на подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осуждённого одну или несколько таких обязанностей:
— Являться по вызову в орган дознания, досудебного следствия, к прокурору или в суд, а в случае невозможности явиться по уважительным причинам – заблаговременно сообщить об этом должностному лицу или органу, который осуществил вызов;
— Не отлучаться из населенного пункта, в котором он зарегистрирован, проживает или находится, без разрешения следователя или органа, в производстве которого находится уголовное дело;
— Сообщать должностному лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, об изменении своего места жительства и /или места работы;
— Воздерживаться от общения с определённым лицом или общаться с ним с соблюдением определенных условий;
— Не посещать определённые места;
— Сдать на хранение соответствующим органам государственной власти свой паспорт (паспорта) для выезда за границу, другие документы, которые дают право на выезд из Украины и въезд в Украину, которые возвращаются немедленно после отмены соответствующей меры пресечения или возложенной обязанности.
Эти обязанности определяются с учётом возраста лица, его состояния здоровья, семейного и материального положения, вида деятельности, места жительства и других обстоятельств, которые его характеризуют.
Существенные изменения коснулись и процедуры применения залога в уголовном процессе. Начиная с 17 января 2012 года, мера пресечения в виде залога применяется ТОЛЬКО на основе мотивированного постановления судьи или по определению суда. Напомним, что до 17.01.2012 года такой вид меры пресечения, как залог, применялся как по постановлению органа дознания, следователя, прокурора, так и на основе мотивированного постановления судьи или определения суда. Теперь у органов дознания и следствия нет полномочий на решение вопроса о залоге, что, по мнению авторов закона, сократит возможности для коррупционных действий при избрании меры пресечения, так как сделает этот процесс более открытым и объективным.
Новым законом также были внесенные изменения и в перечень лиц, которые могут внести залог. Это, в частности, следующие: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, а также другие физические или юридические лица. ЗАПРЕЩАЕТСЯ вносить залог юридическим лицам государственной или коммунальной формы собственности, или тем, которые финансируются из местного, государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым, или в уставном капитале которых есть часть государственной, коммунальной собственности или которая принадлежит государственному, коммунальному субъекту хозяйствования. Стоит отметить, что до вступления в силу закона № 4025-VI, отсутствовали ограничения относительно перечня юридических лиц, которые имели право внести залог.
Кроме того, существенно изменился размер залога. Указанные изменения приведены ниже в таблице.
№
з\п |
Распределение лиц
по тяжести совершённого ими преступления |
Размер залога
до 17.01.2012 года |
Размер залога
после 17.01.2012 года |
1. | Относительно лица, подозреваемого
в совершении преступления небольшой или средней тяжести |
от 50 нмдг до 500 нмдг (от 850 грн. до 8500 грн.) |
300 нмдг – 1000 нмдг (от 5 100 грн. до 17 000 грн.) |
2. | Относительно лица, подозреваемого
или обвиняемого в совершении тяжкого преступления |
не меньше 1 000 нмдг (от 17 000 грн.) |
1000 нмдг – 4000 нмдг (от 17 000 грн. до 68 000 грн.) |
3. | Относительно лица, подозреваемого
в совершении особо тяжкого преступления |
не меньше 1 000 нмдг (от 17 000 грн.) |
4500 нмдг — 17 000 нмдг (от 76 500 грн. до 289 000 грн.) |
Новым законом были введены некоторые исключения, а именно: залог, который применяется в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления, по постановлению судьи, определению суда, может быть увеличен и применён в размере, который превышает 17 000 нмдг.
В любом случае, сейчас уже размер залога не может быть меньше размера гражданского иска, размера имущественного вреда, причинённого преступлением, или размера полученного в результате совершения преступления дохода, обоснованного достаточными доказательствами (данное положение почти полностью дублирует предыдущую редакцию ч. 2 ст. 154-1 УПК Украины).
Считаем правильным следующее уточнение, которым законодатель дополнил текст ст.154-1 УПК Украины: «судья, суд, установив, что лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления, как соучастник, и его роль в его совершении является незначительной, может определить относительно лица размер залога согласно требованиям части четвертой этой статьи без учёта размера гражданского иска, размера имущественного вреда, причинённого преступлением, или размера полученного в результате совершения преступления дохода». Это предоставило возможность устанавливать меньший размер залога для лиц, участие в совершенных преступления которых было незначительным, что представляется прогрессивной и разумной нормой.
Существенные изменения претерпела и сама процедура внесения залога. Так залог должен быть внесён в срок — не позднее пяти дней(напомним, что этот срок ранее вообще не был определен) со дня избрания относительно лица меры пресечения в виде залога. Средства вносятся на соответствующий счёт суда, который принял решение о применении залога. Несовершение указанных действий в установленный срок (в течение 5 дней) является основанием для рассмотрения вопроса об избрании в отношении лица другой меры пресечения в порядке, установленном УПК Украины.
Если подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, будучи должным образом уведомлён, не явился по вызову в орган дознания, досудебного следствия или суда без уважительных причин, или не сообщил о причинах неявки, или нарушил возложенные на него ст. 149-1 УПК Украины обязанности, — залог обращается в доход государства. В таком случае орган дознания, следователь в установленном УПК Украины порядке решает вопрос о применении или инициировании применения относительно подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде залога в большем размере, или другой меры пресечения.
Порядок обращения залога в доход государства существенно не изменился, кроме того, что законодателем была конкретизирована процедура обращения залога в доход государства. Вопрос с обращением залога в доход государства решается во время дознания, досудебного следствия – в судебном заседании судьей по ходатайству органа дознания или следователя, согласованному с прокурором, или прокурора, а после передачи дела в суд – судом в судебном заседании в процессе рассмотрения дела, или в другом судебном заседании по ходатайству прокурора или по инициативе судьи, суда.
Также, новым законом достаточно чётко определено, что по делам о преступлениях, за которые предусмотрено основное наказание в виде штрафа свыше трех тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому может быть применена мера пресечения лишь в виде залога или взятия под стражу, в случаях и в порядке, установленных УПК Украины. Из чего следует, что относительно лиц, которые подозреваются, обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений в сфере хозяйственной деятельности, может быть избрана лишь одна из двух альтернативных мер пресечения: залог или взятие под стражу.
Следует обратить внимание на то, что на сегодняшний день Кабинетом Министров Украины, во исполнение переходных положений закона № 4025-VI, принято Постановление от 11 января 2012 года № 15 «Об утверждении Порядка внесения средств на специальный счет в случае применения залога в качестве меры пресечения», в которое Постановлением КМУ от 18 января 2012 года № 27 уже были внесены изменения (отметим, что последнее вступит в силу со дня официального опубликования). В частности, данным порядком уже определён механизм внесения, возвращения и обращения в доход государства средств, в случае применения меры пресечения в виде залога. Им устанавливаются правила, согласно которым, средства в качестве залога вносятся на специальный счёт суда, который избрал такую меру пресечения, открытый в органах Казначейства в установленном законодательством порядке (депозитный счёт суда).
Анализируя внесенные законом № 4025-VI изменения относительно применения меры пресечения в виде залога, приходим к выводу, что в большинстве случаев такие изменения можно оценить, как позитивные. Однако, по нашему мнению, текст ст. 154-1 УПК Украины уже на данный момент нуждается в совершенствовании. Так, для лиц, которые подозреваются, обвиняются в совершении преступлений в сфере хозяйственной деятельности, навсегда потерян шанс быть «отпущенными» под подписку о невыезде, поскольку новый закон оставил для них лишь залог или взятие под стражу (ст. 165 УПК Украины), что по нашему мнению, представляется ничем не оправданным ограничением. Также, существует ряд нижеприведенных замечаний, которые были перечислены в заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины о проекте указанного выше закона, и в своем большинстве поддержаны авторами данной статьи.
В частности, считаем, что ограничение залога лишь средствами в национальной валюте Украины является нецелесообразным, поскольку это будет усложнять поиск средств, необходимых для внесения залога. Кроме того, не всегда у потенциального залогодателя может оказаться значительная свободная денежная сумма. А поиск такой суммы в определенный законом № 4025- VI срок (5 дней) может оказаться для большинства граждан достаточно сложным заданием.
Суммы денежных средств (17 тысяч нмдг, что составляет 289 тысяч гривен), которые должны быть внесенные в качестве залога, по нашему мнению, также являются избыточными. Следует помнить, что залог должен быть мерой пресечения, которая применяется для любых преступлений, а не только для случаев совершения масштабных экономических преступлений. Внести указанную сумму, которая в 107 раз превышает размер средней месячной зарплаты, в течение 5 дней со дня избрания указанной меры пресечения могут лишь лица, которые относятся к числу самых богатых в Украине. Зато, к лицам, которые в случае финансовой несостоятельности не смогут внести указанные суммы, как залог, будет массово применяться такая мера пресечения, как взятие под стражу. В целом, практическое применение действующей редакции статьи 154-1 УПК Украины может привести к тому, что значительный круг лиц будет не в состоянии оплатить определенную сумму денежных средств в качестве залога. В свою очередь, для некоторых зажиточных лиц, напротив, указанные суммы могут оказаться достаточно незначительными, и не будут играть роль экономического фактора сдерживания от неподобающего поведения.
Учитывая вышеизложенное, крайне важным является замечание относительно размера залога, который согласно положениям ч. 5 ст. 154-1, не может быть меньше размера гражданского иска, размера имущественного вреда, причинённого преступлением, или размера полученного в результате совершения преступления дохода. Данная формулировка, по нашему мнению, является неоднозначной, так как указанные размеры могут значительно отличаться между собой, а, например, размер заявленного гражданского иска может быть неправомерно высоким. Считаем, что сумма гражданского иска должна быть исключена из этого перечня, так как обоснование размера гражданского иска должно тщательным образом проверяться и исследоваться в судебном заседании во время рассмотрения дела по сути, а не во время избрания судом (судьёй) меры пресечения.
Подытоживая все вышеизложенное, отметим, что новым законом, наконец-то, на законодательном уровне определена альтернативная взятию под стражу мера пресечения – залог. Начиная с 17 января 2012 года, внесение залога стало реальной возможностью оставаться «на свободе» во время проведения досудебного и судебного следствия (даже при обвинении в совершении тяжких и особо тяжких преступлений), что значительно увеличивает возможности для ведения защиты.
Надеемся, что законодатель учтёт указанные здесь замечания и внесет соответствующие изменения в порядок применения залога, изложенный в положениях ст.ст. 154-1, 165, 165-1 и 165-2 УПК Украины, а механизм применения залога, как гуманной и современной альтернативы взятию под стражу (аресту), должным образом заработает.
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, |
- Залог, как мера пресечения в уголовном процессе, отныне избирается исключительно судом (судьёй).
- Предметом залога являются только деньги в национальной валюте Украины.
- Залог должен быть внесен в течение 5 дней после вынесения судом (судьёй) соответствующего решения.
- Залог вносится на специальный счёт суда. Порядок внесения, возвращения и обращения в доход государства суммы залога, определяется постановлением Кабинета Министров Украины, которое уже действует.
- Определен круг лиц, которым запрещено вносить залог (раньше ограничений не было).
- По делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа свыше 3000 нмдг, применяются меры пресечения только в виде залога или взятия под стражу (арест).
- Нет денег – иди за решётку! То есть, в случае невыполнения решения суда о внесении залога в течение 5 дней, судом принимается решение о применении другой меры пресечения. По тяжким и особо тяжким «экономическим» преступлениям это будет арест.
- Размер залога не может быть меньше размера гражданского иска, размера имущественного вреда, причинённого преступлением, или размера полученного в результате совершения преступления дохода, обоснованного достаточными доказательствами.
- Определены обстоятельства, при невыполнении которых залог обращается в доход государства.
- Установлен срок для подачи апелляции на постановление судьи (определение суда) об обращении залога в доход государства — 3 дня со дня их вынесения.■
Константин Рыбачковский,
адвокат, управляющий партнер АО «Столичный адвокат»,
Алла Забуга,
адвокат АО «Столичный адвокат»