С товаром ясно: это предмет нарушения. Но при чем здесь транспорт перевозчика, который добросовестно перевозил груз по договору подряда? Ответ содержится в ч. 2 ст. 326 новой редакции Таможенного кодекса, где сказано, что конфискация товаров и транспортных средств применяется независимо от их принадлежности лицу, совершившему правонарушение. Значит, транспорт добросовестных перевозчиков, которые связались с нарушителем таможенных правил, может быть конфискован вполне законно. Но не справедливо.
Как это бывает
04.01.04. ООО “А” (перевозчик) подписывает договор комиссии о предоставлении транспортных услуг по перевозке грузов с ООО “Б”, которое выступает в качестве посредника-экспедитора между владельцем груза и транспортным предприятием. Согласно подписанному документу, ООО “А” является лишь перевозчиком груза, а таможенное оформление полностью лежит на другой стороне договора — экспедиторе.
17.03.04. От предприятия “Б” в адрес перевозчика “А” поступает заявка для перевозки груза из Украины в страну Западной Европы. Груз — графитовые стержни, предназначенные для смазывания контактов в промышленных электроприборах. Перевозчик добросовестно пересчитал количество графитовых стержней и убедился, что оно совпадает с указанным в документах.
24.03.04. Автомобиль перевозчика с грузом прибывает в зону таможенного контроля пункта пропуска через границу Украины.
25.03.04. Автомобиль перевозчика был досмотрен. Несоответствия в количестве задекларированных стержней не выявлено. Сотрудниками таможни были отобраны образцы груза для проведения экспертизы с целью определения заявленного химического состава фактическому для уточнения кода товара и определения соответствия его фактической стоимости.
27.05.04. Таможенники пришли к выводу о том, что заявленная стоимость товара существенно не соответствует фактической. В связи с этим составлен протокол о нарушении таможенных правил, которым было определено изъять перевозимый товар и транспортное средство как предметы нарушения.
02.06.04. Произведен осмотр автомобиля, никаких претензий к транспорту у таможенников не возникло: тайников или же других следов преступления не обнаружено. Вывод подтвержден соответствующими актами и протоколами.
07.07.04. По решению суда автомобиль конфискован согласно ст. 352, 325 ТКУ.
Как избежать конфискации транспорта
Пока депутаты не внесут соответствующие изменения в Таможенный кодекс, перевозчики будут вынуждены взять на себя функции таможни, самостоятельно контролируя соответствие данных заявленных в документах и фактически перевозимых грузов. Очевидно, что проверять соответствие наименования и количества, как это делалось обычно, теперь недостаточно. Чтобы чувствовать себя в безопасности, перевозчик должен оценить, насколько верно сделана оценка груза и нет ли подвоха в заявленной грузоотправителем таможенной стоимости. Однако это не всегда возможно.
В описанном случае с графитовыми стержнями определить их класс и таможенную стоимость можно только по результатам лабораторной экспертизы, которая может длиться не одну неделю и стоить около $1000. Само собой разумеется, перевозчик не станет заказывать столь дорогое исследование и окажется перед выбором: либо рисковать и везти, либо отказаться от подряда.
Чтобы свести к минимуму вероятность потери транспорта, перевозчик может попытаться застраховать машины на все случаи жизни, в том числе и от конфискации. Причем для достижения максимального эффекта перевозчик должен будет уговорить страховщика включить в договор пункт, прямо предусматривающий страховую выплату в случае конфискации транспортного средства, если его собственник не является правонарушителем.
Еще один способ обезопасить себя от убытков, составить договор с грузоотправителем таким образом, чтобы в случае конфискации транспорта по его вине, грузоотправитель возместил перевозчику стоимость утраченного транспорта. Недобросовестный заказчик, скорее всего, откажется подписать такой договор. В любом случае, на добровольное исполнение этого пункта рассчитывать не приходится. Добиваться компенсации, очевидно, придется через суд.
Поскольку чаще всего транспортные предприятия работают с грузовладельцами не напрямую, а через посредников-экспедиторов, добиться компенсации практически невозможно. Большинство посредников не имеют ни средств, ни имущества, достаточного для покрытия стоимости конфискованного транспорта, а поскольку с владельцем груза перевозчик не имеет договорных отношений, значит, и обратить на него взыскание очень непросто.
Мнение эксперта
Константин РЫБАЧКОВСКИЙ, директор юридической компании “Столичный адвокат”:
— По моему мнению, ч.2 ст. 326 Таможенного кодекса, предусматривающая конфискацию транспортного средства независимо от его принадлежности правонарушителю, противоречит нормам Конституции Украины, а также общепризнанным принципам права.
В частности, согласно ч.1 ст.8 Конституции, в Украине действует принцип верховенства права. Юридическая ответственность, согласно фундаментальным положениям права, заключается в закрепленной законом обязанности правонарушителя претерпеть со стороны государства некоторые негативные последствия (санкции) за совершенное им правонарушение. Данное положение относится ко всем субъектам правоотношений (как к физическим, так и к юридическим лицам).
Позиция индивидуализации ответственности закреплена и в ч.2 ст.61 Конституции Украины. В данном положении Основного Закона отдельно обращается внимание на недопустимость применения каких-либо санкций к лицу, которое не является правонарушителем. В соответствии с данным правилом, лицо может привлекаться к юридической ответственности только за свое собственное поведение, а за действия других лиц оно отвечать не должно.
Нормы статей 326 и 352 ТКУ стали одними из тех правил, которые дают работникам таможенных органов широкое поле для злоупотреблений. Чтобы попытаться исправить ситуацию, мы подготовили соответствующие письма в профильные комитеты Верховной Рады Украины с просьбой инициировать изменения к вышеупомянутым нормам ТКУ.
Вадим Кульпинов